Адвокат

Яковлева Ольга Викторовна



Гражданские дела
Уголовные дела
Тел.:  (495) 

518-8192

Тел.: (495) 518-8192
Адрес: 109180, г. Москва,
ул. Большая Полянка, д. 10 стр. 3
Проезд: карта на Яндекс
Часы работы: с 10.00 до 18.00
(договоренность о встрече)

Новое в законодательстве / Правосудие

12.08.2019-18.08.2019

Обзор судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами Дальневосточного округа дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (глава 24 АПК РФ)" (Утв. постановлением президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.06.2019 N 12)
Арбитражным судом Дальневосточного округа обобщена практика рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц
В ходе проверки законности решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, входящими в Дальневосточный округ, рассматривались, в числе прочего, вопросы: связанные с определением компетенции арбитражных судов по рассмотрению соответствующих заявлений; применения положений арбитражного процессуального законодательства о сроке подачи заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными, как специального правового регулирования условий для обращения в суд с публично-правовыми спорами; связанные с установлением полномочий органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие); определения способа восстановления нарушенного права при признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. В Обзоре приведены, в частности, следующие выводы: процессуальным законодательством не предусмотрена возможность разрешения вопроса о подведомственности каждого пункта или раздела обжалуемого ненормативного правового акта, в связи с чем производство по делу о признании недействительным представления контрольно-счетной палаты не подлежало прекращению в части отдельных его пунктов; заключение комиссии антимонопольного органа о неподтверждении факта уклонения участника закупки от заключения договора поставки для нужд заказчика обладало признаками ненормативного акта, а именно носило властный характер, принято уполномоченным органом, являлось окончательным документом, выражающим позицию антимонопольного органа по обращению заказчика о недобросовестном поведении участника закупки, в связи с чем требование о признании его незаконным рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ; срок для обращения арбитражного управляющего в суд с требованием о признании незаконным решения о ликвидации юридического лица, с которого в его пользу взыскана задолженность, подлежал исчислению с момента получения выписки из Единого государственного реестра юридических лиц; реализация определенной налоговым законодательством внесудебной процедуры урегулирования спора является уважительной причиной пропуска срока на подачу в арбитражный суд заявления о признании незаконным решения налогового органа; отсутствие у комиссии по определению границ рыбоводных участков соответствующих полномочий по принятию оспариваемых решений свидетельствует о несоответствии этих актов закону и нарушении прав и законных интересов лица в сфере экономической деятельности.

05.08.2019-11.08.2019

Федеральный конституционный закон от 02.08.2019 N 4-ФКЗ "О внесении изменений в статью 19 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" и статью 12 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации"
Уточнен порядок внесения представлений о квалификационной аттестации председателей, заместителей председателей и судей военных судов, а также о приостановлении или прекращении их полномочий
Установлено, что Председатель Верховного Суда РФ: представляет Президенту РФ кандидатов для назначения на должности судей федеральных судов, в том числе на должности председателей и заместителей председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ, Суда по интеллектуальным правам; вносит в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представления о квалификационной аттестации председателей и заместителей председателей кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ, Суда по интеллектуальным правам, а также о приостановлении или прекращении их полномочий. К полномочиям председателя окружного (флотского) военного суда отнесено внесение в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представления о квалификационной аттестации судей окружного (флотского) военного суда, председателей, заместителей председателей и судей гарнизонных военных судов, а также о приостановлении или прекращении их полномочий.

Федеральный закон от 02.08.2019 N 285-ФЗ "О внесении изменения в статью 21 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Уточнен порядок подписания и выдачи удостоверений судьям, пребывающим в отставке
Установлено, что судьям федеральных судов, пребывающим в отставке, удостоверения судьи подписываются и выдаются председателем суда, в котором они работали в качестве судьи непосредственно перед уходом в отставку. Судьям конституционных (уставных) судов субъектов РФ, мировым судьям, пребывающим в отставке, удостоверения судьи подписываются и выдаются в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Федеральный закон от 02.08.2019 N 287-ФЗ "О внесении изменения в статью 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
ФССП России будет утверждать требования к сообщениям банка или кредитной организации об исполнении постановлений о наложении ареста на денежные средства должника
ФССП России предоставлены полномочия на утверждение по согласованию с Банком России требований к сообщению на бумажном носителе, направляемому банком или иной кредитной организацией, а также полномочия на утверждение по согласованию с Банком России и Минкомсвязи России требований к формату сообщения в форме электронного документа об исполнении постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на денежные средства должника, о реквизитах счетов и размере денежных средств, арестованных по каждому счету должника. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Предусматривается, что положения части 3 статьи 81 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в редакции настоящего Федерального закона) в части направления банком или иной кредитной организацией судебному приставу-исполнителю сообщения в форме электронного документа о реквизитах счетов должника и размере денежных средств и драгоценных металлов должника, арестованных по каждому счету, применяются по истечении шести месяцев после дня вступления в силу утвержденных ФССП России требований к формату указанного сообщения.

Федеральный закон от 02.08.2019 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статьи 62 и 256 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В случае отказа в удовлетворении заявления об отводе участника уголовного судопроизводства, подача повторного заявления тем же лицом и по тем же основаниям в уголовном процессе не допускается
Решение об отказе в удовлетворении заявления об отводе, принятое в ходе досудебного производства по уголовному делу, не является препятствием для последующей подачи заявления об отводе тем же лицом в отношении того же лица и по тем же основаниям в ходе судебного производства по уголовному делу. Предусмотрено исключение из общего порядка разрешения судом вопроса об отводе, заявленного повторно тем же лицом и по тем же основаниям.

Федеральный закон от 02.08.2019 N 312-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Количество мировых судей в Тюменской области увеличено с 67 до 74
Изменения вызваны необходимостью выравнивания судебной нагрузки и обеспечения доступа граждан к правосудию.

Федеральный закон от 02.08.2019 N 315-ФЗ "О внесении изменений в статьи 108 и 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Установлены дополнительные требования к содержанию ходатайства о продлении срока содержания под стражей
Так, в постановлении о возбуждении ходатайства излагаются сведения о следственных и иных процессуальных действиях, произведенных в период после избрания меры пресечения или последнего продления срока содержания обвиняемого под стражей, а также основания и мотивы дальнейшего продления срока содержания обвиняемого под стражей. Указанный в постановлении о возбуждении ходатайства срок, на который продлевается содержание обвиняемого под стражей, должен определяться исходя из объема следственных и иных процессуальных действий, приведенных в этом постановлении. Если одним из мотивов продления срока содержания обвиняемого под стражей является необходимость производства следственных и иных процессуальных действий, приведенных в предыдущих ходатайствах, то в постановлении о возбуждении ходатайства указываются причины, по которым эти действия не были произведены в установленные ранее сроки содержания обвиняемого под стражей. Суд вправе продлить содержание под стражей на меньший срок, чем указано в постановлении о возбуждении ходатайства, если посчитает его достаточным для выполнения объема следственных и иных процессуальных действий, приведенных в этом постановлении. При отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания под стражей в отношении обвиняемого судья по собственной инициативе вправе при наличии определенных оснований избрать в отношении обвиняемого меру пресечения в виде запрета определенных действий, залога или домашнего ареста. Кроме того, определены категории лиц, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности, в отношении которых заключение под стражу не может быть применено. К ним относятся: индивидуальные предприниматели (если преступления совершены в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или управлением принадлежащим им имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности); члены органа управления коммерческой организации (если преступления совершены в связи с осуществлением ими полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности).

"Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению положений статьи 72 УК РФ" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 31.07.2019)
Верховным Судом РФ даны разъяснения по некоторым вопросам, возникающим у судов в связи с изменением порядка зачета времени нахождения под стражей или арестом в сроки наказаний
Федеральным законом от 03.07.2018 N 186-ФЗ "О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации" порядок зачета времени нахождения под стражей или домашним арестом в сроки наказаний дифференцирован в зависимости от совершенного преступления, назначенного судом наказания, вида и режима исправительного учреждения, а также иных юридически значимых обстоятельств. Федеральным законом от 27.12.2018 N 569-ФЗ "О внесении изменений в статьи 58 и 72 Уголовного кодекса Российской Федерации" расширен перечень преступлений, совершение которых препятствует применению льготных правил зачета наказания. В связи со вступлением в силу указанных Федеральных законов Верховный Суд РФ разъясняет, в частности, следующее: в срок лишения свободы по правилам, предусмотренным в части 31 статьи 72 УК РФ, засчитывается период со дня фактического задержания до дня вступления приговора в законную силу; если время содержания под стражей, засчитанное на основании статьи 72 УК РФ, поглощает срок назначенного наказания, то суд постановляет приговор с назначением наказания и освобождением от его отбывания, а осужденный подлежит немедленному освобождению в зале суда; при назначении лишения свободы условно, если осужденный содержался под стражей, указывать в приговоре на применение статьи 72 УК РФ не следует; при назначении наказания по совокупности преступлений льготные правила зачета времени содержания под стражей по общему правилу подлежат применению; коэффициенты кратности, предусмотренные частью 3.1 статьи 72 УК РФ, не подлежат применению при решении вопросов о зачете в срок отбывания наказания периодов содержания под стражей на стадии исполнения приговора; положения о порядке зачета срока содержания под стражей в срок лишения свободы применяются в том числе и к освобожденным условно-досрочно и к осужденным, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким видом наказания; изменение коэффициента кратности при изменении осужденному вида исправительного учреждения на основании ст. 78 УИК РФ невозможно.

29.07.2019-04.08.2019

Федеральный конституционный закон от 26.07.2019 N 3-ФКЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" в связи с совершенствованием примирительных процедур"
Определены полномочия Пленума Верховного Суда РФ в части проведения судебного примирения
Пленум Верховного Суда РФ наделяется полномочиями по утверждению Регламента проведения судебного примирения, а также на основе предложений кассационных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов по формированию и утверждению списка судебных примирителей. Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 26.07.2019 N 197-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Установлены новые примирительные процедуры при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах
Законом, в частности: в АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ закреплены порядок и сроки проведения примирительных процедур (к их видам относятся проведение переговоров, посредничество, в том числе медиация, судебное примирение или другие, если это не противоречит федеральному закону); предусмотрены требования к форме и содержанию мирового соглашения, процедура его утверждения судом и порядок исполнения; предусмотрено право судьи, пребывающего в отставке, быть медиатором, судебным примирителем; установлена процедура удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами в соответствии с соглашением о проведении процедуры медиации, предусмотренным Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"; к числу исполнительных документов, направляемых судебному приставу-исполнителю, отнесены нотариально удостоверенные медиативные соглашения или их нотариально засвидетельствованные копии. Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 26.07.2019 N 198-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур"
Дополнены основания для частичного возврата госпошлины при рассмотрении дел в суде
Установлено, что при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу подлежит 70 процентов суммы уплаченной им госпошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, судом кассационной инстанции и пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов. Ранее возврату истцу подлежало 50 процентов суммы уплаченной им госпошлины при заключении мирового соглашения до принятия решения Верховным Судом РФ, арбитражными судами. Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 26.07.2019 N 213-ФЗ "О внесении изменений в статью 63 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Уточнен порядок выполнения судебного поручения в гражданском процессе
Предусмотрено, что о выполнении судебного поручения выносится определение, которое с протоколами и со всеми собранными при выполнении судебного поручения доказательствами немедленно пересылается в суд, направивший судебное поручение. При невозможности выполнения судебного поручения по причинам, не зависящим от суда, на это указывается в определении. Аналогичные положения уже были закреплены в Арбитражном процессуальном кодексе РФ и Кодексе административного судопроизводства РФ.

Федеральный закон от 26.07.2019 N 220-ФЗ "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Уточнены сроки давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, влекущие применение дисквалификации
Ранее КоАП РФ было установлено, что за такие правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее года со дня их совершения (при длящемся правонарушении - одного года со дня его обнаружения). Новыми поправками уточнено, что указанное справедливо, если частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности. Исключение составляет ряд правонарушений в сфере конкуренции, по которым лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня вынесения соответствующего решения антимонопольного органа.

Федеральный закон от 26.07.2019 N 223-ФЗ "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере нотариата (Минюст России), уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по отдельным составам правонарушений
Речь идет о правонарушениях, предусмотренных:
- частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ "Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль";
- частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ "Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства";
- статьей 19.7 КоАП РФ "Непредставление сведений (информации)".
Закон вступает в силу с 1 сентября 2019 года.

Разделы

Сайт разработан и сопровождается компанией АРТИКС.
© 2018 RLAW.RU
Яковлева Ольга Викторовна